Отделения

Отделение медико-социальной реабилитации

Цель работы отделения – оказание медицинской помощи по восстановительному лечению и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.

Задачи физической реабилитации:
— Повышение общего уровня здоровья;
— понижение патологически повышенного тонуса мышц конечностей;
— увеличение объема активных движений в конечностях;
— обеспечение работы суставов;
— этапное формирование нового двигательного стереотипа.

РЦ Ягодка РЦ Ягодка РЦ Ягодка

Методы физической реабилитации:
— Лечебная физическая культура (ЛФК);
— физиотерапия;
— ортопедическая коррекция.

Формы ЛФК:
— механотерапия;
— тренажер Гросса;
— массаж;
— лечение положением;
— занятия по методике динамической проприоцептивной коррекции с применением лечебного костюма «Гравитон».

РЦ Ягодка РЦ Ягодка

Основное средство ЛФК – физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом причины, развития, особенностей течения заболевания, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Основная форма ЛФК – это процедура лечебной гимнастики, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Занятия могут проводиться групповым, малогрупповым и индивидуальным методом.

Группы формируют на основе заболевания, возраста и физического состояния ребенка.

Индивидуальный метод ЛФК применяют у детей по показаниям в соответствии с возрастом и степенью тяжести заболевания.

Механотерапия – одна из форм ЛФК, представляет собой систему функционального лечения с помощью различных устройств и снарядов, применяемую в комплексе с другими средствами и методами современной медицинской реабилитации больных.

Тренажер Гросса состоит из натянутого троса с подвижным блоком, эластичных тяг, страховочного пояса.

РЦ Ягодка
Разработанная методика с применением «Тренажера Гросса» позволяет сохранять вертикальное положение, передвигаться в пространстве и выполнять упражнения, связанные с риском при обычных условиях, но безопасные для ребенка, находящегося в тренажере.

Занятия имеют яркую эмоциональную окраску: лазание по шведской стенке, прыжки с высоты, раскачивания, вращения, т.е. упражнения, позволяющие свободно перемещаться даже тем детям, которые имеют серьезные нарушения координации движения.

Дозированное включение таких упражнений снижает общую скованность ребенка, страх перед различными препятствиями и пространством, развивает большую подвижность.

Аппарат позволяет снимать нагрузку с опорно-двигательного аппарата, обеспечивает страховку, снимает синдром страха, тренирует пространственную ориентацию.

Тренажер позволяет обучать ребенка произвольным движениям и статике, а также решать частичные задачи:
— расслаблять мышцы при наличии гипертонуса и гиперкинеза;
— стимулировать функции ослабленных мышц и обеспечивать нормальную подвижность в суставах;
— способствовать развитию установочных рефлексов, обеспечивающих присаживание, сидение, стояние;
— стимулировать рефлексы, на основе которых формируется передвижение (переступание, ходьба).

Массаж – совокупность приёмов воздействия на ткани и органы в виде поглаживания, растирания, разминания, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного эффекта. Лечебный массаж используется на всех этапах лечения, а также с целью профилактики и повышения уровня здоровья.

РЦ Ягодка

Ручной (традиционный метод массажа, мануальный) – это наиболее часто применяемый метод, т. к. с помощью рук массажист может ощущать состояние массируемых тканей. С помощью ручного массажа можно выполнить все существующие массажные приемы, а также комбинировать их по мере надобности в зависимости от поставленной задачи.

Лечение положением.

Методика состоит в специальной укладке конечностей, а иногда и всего туловища в определенное корригирующее положение с помощью различных приспособлений (лонфиксирующие повязки, лейкопластырные натяжения, валики).

Как правило, лечение положением направлено на то, чтобы предупредить, устранить патологическую позицию в одном или нескольких суставах или в группе мышц, а также создать позицию, физиологически благоприятную для восстановления функции мышц.

Особенно это важно для предупреждения контрактур (ограничение пассивных движений в суставе) всех видов и патологических движений.

Занятия по методике динамической проприоцептивной коррекции с применением лечебного костюма «Гравитон».

Основные цели занятий в костюме «Гравитон»:
— преодоление спастики в конечностях;
— коррекция порочных установок конечностей и туловища;
— формирование правильного двигательного стереотипа.

В основе терапевтического действия костюма «Гравитон» лежит изменение под его влиянием характера вестибуло-проприоцептивной импульсации от мышц, связок и суставов, поступающей в головной и спинной мозг во время движений больного.

Для устранения патологических синкинезий (дополнительных движений, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным) необходимо устранить патологическую афферентацию (поток нервных импульсов) и способствовать формированию физиологической афферентации.

Под действием костюма «Гравитон» не только улучшается моторика, уменьшается спастика, увеличивается объем активных и пассивных движений, нормализуется речь, но и значительно уменьшаются гиперкинезы.

Показания для лечения:
— ДЦП;
— последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций в виде спастических парезов (ослабления произвольных движений) и параличей;
— последствия перенесенных острых нарушений мозгового кровообращения в виде спастических парезов и параличей.

Ортопедическая коррекция.

Подбор протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации проводится строго индивидуально, с учетом особенностей строения и развития тела ребенка и имеющихся деформаций.

В реабилитации используются:
— Протезно-ортопедические средства (тутора, корсеты, корсеты с головодержателями, аппараты).
— Технические средства реабилитации (ходунки, рамы для ходьбы, опоры для ходьбы).

Технические средства реабилитации.

Конструкции, предназначенные для придания вертикального положения (рамы для ходьбы, опоры для ходьбы), передвижения инвалидов, ограниченных в способностях к ходьбе, без помощи посторонних лиц.

РЦ Ягодка

Во время использования подобных приспособлений у больного в сознании и на подсознании формируется стереотип прямостояния и прямохождения, стимулируются мышцы, которые позволяют людям свободно стоять и передвигаться.

Вертикальное положение тела увеличивает дальность обзора, что является очень важным фактором не только для физического, но и умственного развития человека (вертикальное положение ускоряет изучение окружающего мира ребенком).

Предоставляемые перспективные технологии:

«Статус» – программа профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия. Данная программа предназначена для диагностики, профилактики и оздоровления функционального состояния мышечной системы и опорно-двигательного аппарата детей и взрослых.

Позволяет выработать навык произвольной мышечной активности на основе метода биологической обратной связи по показателям электромиограммы (ЭМГ-БОС).

Как уникальный инструмент, созданный в рамках идеологии использования здоровьесберегающих технологий в системе образования, рекомендован для занятий с детьми дошкольного и школьного возраста по воспитанию здоровой осанки, профилактике и коррекции нарушений осанки и плоскостопия.

Содержание программы:

Диагностика:
— экспресс-диагностика нарушений осанки;
— определение индивидуальной тактики тренировки двигательных стереотипов, точной дозировки нагрузки;
— оценка динамики изменений и эффективности работы по программе.

Информационно-практические занятия:
— ознакомление с понятиями двигательных навыков (осанки, ходьбы), механизмами их воздействия на организм;
— формирование представления о «правильной» здоровой осанке.

Психофизиологический тренинг:
— развитие или восстановление мышечного чувства;
— тренировка навыка координированного управления мышечным напряжением;
— восстановление и развитие природных отношений между мышцами, оптимального баланса активности мышц;
— повышение сократительной способности ослабленных мышечных групп;
— выработка навыка общей мышечной релаксации.

Последовательность и постепенность в усложнении упражнений как в течение одного занятия, так и во время всего курса, оптимизирует тренировочный процесс и повышает его результативность за минимально возможные сроки.

Высокая мотивационная и эмоциональная компонента обучения реализуется благодаря широким игровым возможностям программы.

Программное обеспечение позволяет вести индивидуальные карты обучающихся, формирует базу данных с результатами всех проведенных тренировок.

Программа «Статус» дает:
— формирование нового мышечного чувства;
— коррекцию при функциональных нарушениях осанки;
— коррекцию при заболеваниях позвоночника (сколиотическая болезнь I и II степени, остеохондроз позвоночника, юношеский кифоз);
— оптимальную тренировку при функциональной недостаточности стоп, коррекцию при статическом плоскостопии и плоско-вальгусных стопах;
— успешное решение задач формирования и поддержания «правильной» здоровой осанки.

Отделение психолого-педагогической помощи

Отделение психолого-педагогической помощи проводит психолого-педагогическую реабилитацию детей-инвалидов для максимально полной адаптации к жизни в обществе. Оказывает психологическую помощь и педагогическую коррекцию нарушений развития, связанных с заболеванием.

Задачи психолого-педагогической реабилитации:
— оценка реабилитационного потенциала путем применения различных диагностических методик;
— проведение коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами, снижение имеющейся социальной недостаточности;
— развитие познавательных способностей и интеллекта;
— формирование навыков общения и коррекция поведения;
— формирование навыков социально-бытового ориентирования.

Используются такие методы, как игровая терапия, арт-терапия, сказкотерапия, водно-песочная терапия, социально-бытовая реабилитация.

В направлении организации психолого-педагогической помощи семье ребенка-инвалида широко используется такие формы работы как:
— совместное с родителями проведение занятий, праздников;
— семейное консультирование;
— семейный клуб «МиР» (Мы и родители).

РЦ Ягодка РЦ Ягодка РЦ Ягодка

Эффективная реабилитация больного ребёнка невозможна без активного участия его семьи, поэтому работа с родителями является одним из ведущих направлений деятельности специалистов психолого-педагогического отделения.

Направления работы:

Психокоррекция.

Направлена на коррекцию психических функций (внимание, память, мышление), эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков, личностных качеств и поведения. Для психокоррекционной работы используются методики, соответствующие степени выраженности физического и умственного дефекта, психоаналитические личностноориентированные техники, рациональная терапия, психологические тренинги, игровая терапия: ролевые игры, совместная игровая деятельность, развивающие игры, сказко-, арт- и водно-песочная терапия.

Педагогическая коррекция.

Носит характер познавательных коррекционно-развивающих занятий, проводимых опытными социальными педагогами Центра реабилитации «Ягодка». Основными средствами педагогической коррекции являются игры, развивающие занятия, упражнения, продуктивная деятельность (изодеятельность), театрализация. Педагогическая коррекция направлена на развитие способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению и трудовой деятельности в будущем.

В ходе педагогических коррекционно-развивающих занятий формируются основные двигательные навыки, мелкая моторика, игровые навыки и навыки взаимодействия, развивается речь.

Логопедическая коррекция.

В ходе развития речи детей-инвалидов используется коррекция речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, звукопроизношения. Применяются дыхательная и голосовая гимнастика.

РЦ Ягодка

Целью дыхательных упражнений является увеличение объема, глубины и силы вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а так же нормализация ритма дыхания. Для общения с окружающими у детей с выраженной задержкой речевого развития формируются жестовые, мимические, голосовые, звукопроизносительные реакции, тренируются и закрепляются навыки произвольного произнесения слогов, облегченных слов. Используется логопедический массаж для нормализации мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры.

Развитие мелкой моторики.

РЦ Ягодка РЦ Ягодка

На коррекционно-развивающих занятиях решаются следующие задачи:

1. Развитие двигательной активности детей:
— Нормализация мышечного тонуса рук;
— Совершенствование движений.

2. Развитие функциональных возможностей рук, мелкой (тонкой) моторики:
— Развитие правильных движений обеих рук поочередно;
-Тренировка правильного способа удержания предмета;
— Развитие моторики в соответствии со звучащим текстом;
-Тренировка изолированных движений рук;
— Развитие движений пальцев рук;
— Формирование правильного захвата.

3. Развитие зрительно-моторной координации:
— Рисование пальцем;
— Пальчиковые игры;
— Ориентировка на столе, ориентировочно-поисковые действия.

4. Стимуляция развития речи:
— Активизация звукоподражания;
— Пальчиковые игры со звукоподражанием;
— Соотнесение игрушки со звукоподражанием;
— Соотнесение действия со словом;
— Имитация действий в соответствии со звучащим текстом.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по формированию у ребёнка правильной речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Познавательные способности ребенка развиваются параллельно с навыками мелкой моторики. Каждая новая ступень развития предполагает более точные и тонкие движения рук и пальцев.

Лечебный нагрузочный костюм «Адели» – современное эффективное средство реабилитации детей с двигательными нарушениями церебрального происхождения.

Положительные результаты достигаются только при наличии у ребенка интереса и мотивации к занятиям, а также при активном включении родителей в процесс реабилитации.

Психологическая помощь решает следующие задачи:
— Формирование позитивного отношения к костюму «Адели» у ребенка и родителей.
— Создание у ребенка мотивации, потребности и интереса к активным занятиям в костюме.
— Преодоление эмоционально-волевого «спада» после первой недели занятий.
— Формирование у ребенка позиции самостоятельности и успеха.
— Преодоление недоверия и пассивного отношения родителей к новой методике, формирование у них мотивации успеха.
— Активное включение родителей в реабилитационный процесс.

Поэтому важнейшим компонентом данного процесса является психолого-педагогическая поддержка детей и родителей, любые позитивные способы и приемы: разъяснения, положительный пример других детей, здоровое чувство соперничества, ассоциации с героями любимых сказок, похвала и т.д.

Так как данная процедура несет физическую нагрузку на ребенка, психолог с помощью потешек, стихов, песенок, ярких игрушек (в зависимости от возраста) отвлекает его внимание и создает приятную атмосферу, вызывает интерес и формирует мотивацию ребенка на занятие.

Технологии психолого-педагогической реабилитации:

— Игровая терапия.

РЦ Ягодка РЦ Ягодка

Используются игры с предметами, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, компьютерные.

В игровой форме дети приобретают умения и навыки, необходимые в самообслуживании, узнают, уточняют, закрепляют знания. Формируются навыки захвата и удержания предметов, отыскивание предметов по звучанию, развитие целенаправленных действий по соотношению предметов друг с другом, отработка отдельных точных движений. Одна из частей игровой терапии – социально-ролевые игры. Для этого специально создано игровое пространство.

— Арт-терапия.

Арт-терапия основана на занятиях художественным (изобразительным) творчеством. Связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности).

РЦ Ягодка

Главной и основной целью арт-терапии является достижение положительных изменений в психологической сфере личности.

Каждый ребенок может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков.

Арт-терапия особенно ценна для тех детей, кто недостаточно хорошо обладает речью, затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний. Продукты изобразительной деятельности являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека. Используются приемы рисования разными материалами, лепка и объемное изображение, коллаж.

— Песочная терапия.

Песочная терапия – один из методов арт-терапии. Так как при манипуляции с песком создаются визуальные образы. Используется сухой и мокрый песок.

Песочная терапия используется для развития мелкой моторики, речи, мышления, формирует пространственные представления, корректирует эмоциональную сферу и навыки общения, обогащает словарный запас и общую осведомленность ребенка. Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, которые невозможно получить, используя иные известные арт-терапевтические средства и материалы.

Воспитатели, с которыми ребенок проводит большую часть времени, окружают детей заботой и вниманием, стараются создать все условия для положительной самооценки, уверенности в своих способностях.

Вся предметно-бытовая среда в группах оборудована в соответствии с возрастом детей. Есть много интересных игр и игрушек. В каждой группе оформлен природный уголок. Есть возможность послушать музыку и посмотреть телевизор.

Педагоги центра проводят занятия по агротерапии – прививают навыки выращивания растений и ухода за ними, работают на цветниках и огороде, выращивают рассаду и зелень на подоконниках.

РЦ Ягодка

Огромная роль в реабилитации детей принадлежит занятиям по изокоррекции, которые снимают психологическое напряжение, развивают зрительно-моторную координацию, способствуют развитию восприятия. Занятия рисованием, лепкой, моделированием дают возможность тренировки мелкой моторики, гармонизации деятельности различных групп мышц и мозговых процессов.

РЦ Ягодка РЦ Ягодка

Педагоги проводят с детьми занятия по эрготерапии, которые развивают мелкую моторику, вкус и эстетическое восприятие. На этих занятиях дети обучаются бытовым навыкам шитья, которые являются началом профориентации. На швейных машинках дети шьют бахилы, косынки, салфетки. Много интересных и ярких работ выполнены из бросового материала, клеенки, ткани, ракушек, тополиного пуха, различных круп и бисера.

Овладение ребенком любым видом творческой деятельности связано с приобретением определенных знаний, трудовых умений, навыков. Задержки и нарушения в развитии ребенка, ограничение его возможностей влияют на результативность процесса. Одновременно творческий процесс предъявляет к нему разносторонние требования.

Социально-трудовая реабилитация детей-инвалидов проходит в творческих студиях:
— бисероплетение;
— оригами;
— выжигание;
— цветик-семицветик (рисование);
— умелые ручки (ручной труд);
— в гостях у сказки (театрализованная деятельность).


Сказкотерапия.

Сказкотерапия – это лечение сказкой, книгой, образом, искусством. Через сказку ребёнок познаёт мир. Метод сказкотерапии основан на том, чтобы наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой.

РЦ Ягодка РЦ Ягодка

При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя какую-либо роль, проигрывая жизненные ситуации. Используются психокоррекционые, психотерапевтические и медитативные сказки.

Сказкотерапия назначается детям с различными неврозами, с проблемами эмоционально-волевой сферы. Сказкотерапия учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить и побуждает к речевому контакту.

Таким образом, значение сказкотерапии расширяется до понятия «социальная адаптация».

Монтессори-педагогика.

Суть метода М. Монтессори заключается в том, что ребенок всегда сам выбирает из набора дидактического материала тот, который удовлетворяет актуальную потребность развития.

Практика свободного выбора способствует формированию самостоятельности и инициативы у ребенка.
Педагоги Центра используют несколько крупных разделов Монтессори-педагогики:
— упражнения в повседневной жизни;
— развитие чувств (сенсорное развитие);
— умственное развитие;
— развитие речи.

Сенсорная комната в Центре реабилитации «Ягодка» представляет собой специально оборудованное помещение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее.

РЦ Ягодка

Оборудование сенсорной комнаты дает возможность результативно работать психологам, логопедам-дефектологам, педагогам. У детей с ДЦП и невропатологией неразвиты или слабо развиты сенсорные и тактильные ощущения, наблюдаются серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Возможности сенсорной комнаты позволят полноценно восстанавливать утраченные навыки.

Специальное оборудование сенсорной комнаты включает в себя два функциональных блока:

1. Релаксационный блок – в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн с шариками, приборы, создающие рассеянный свет, установка для аромотерапии.

2. Активационный блок – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), тактильный коридор.

Зрительно-звуковая среда действует на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Сенсорная комната – это среда, способствующая развитию всех органов чувств человека. Это маленький рай, где все звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности.

Сенсорная комната предназначена для коррекционно-развивающих занятий с логопедом, психологом, дефектологом, для проведения лечебно-профилактических сеансов, необходимых и детям, и взрослым. Здесь нет опасных, твердых предметов, всего того, что может сковать действия ребенка, навредить, и есть все необходимое для развития и коррекции, оказания положительного воздействия на психику ребенка.

Сеансы в сенсорной комнате включены в комплексную систему реабилитации детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, что значительно повышает эффективность проводимого лечения. Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому занятия в сенсорной комнате направлены на решение трех основных задач: релаксация, активизация и развитие.

В коррекционной работе с гиперактивными, возбудимыми, агрессивными, расторможенными детьми сенсорная комната является важным элементом. В процессе релаксации, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, лампа-костер), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.

А если наоборот – ребенок вял и пассивен, то его необходимо активизировать. Занятия в сенсорной комнате с применением игр со светящимися нитями, зеркальным шаром, тактильной панели помогают в тонизировании и растормаживании детей, в стимуляции всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, обонятельного), повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон.

В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности.

Занятия в сенсорной комнате рекомендованы детям с раннего возраста – от 1 года. Дети с ограниченными возможностями, двигательными нарушениями особенно нуждаются в специальном оборудовании. Гранулированные пуфики-кресла, шариковый бассейн, мягкие модули активно используются в работе с такими детьми.

Использование сенсорной комнаты позволяет решать следующие задачи:
— гармонизация психоэмоционального состояния всех участников – как детей, так и родителей;
— развитие познавательной деятельности детей, их интереса к исследовательской деятельности;
— стимулирование сенсорных процессов детей;
— развитие общей и мелкой моторики ребенка, коррекция двигательных нарушений;
— осуществление помощи детям и их родителям в преодолении стрессовых ситуаций;
— развитие навыков позитивного общения.

Как показывает практика, богатство положительных эмоций в условиях сенсорной комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей, особенно из асоциальных семей, а также их родителей, и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности.

Правильно организованный коррекционно-развивающий процесс, включающий участие родителей, позволяет психологам решать дополнительные задачи:

— коррекция неконструктивных форм поведения родителей, таких как: агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка;
— коррекция взаимоотношений с ребенком по пути от взаимоотношений, характеризуемых как гиперопека или гипоопека, к оптимальным взаимоотношениям;
— коррекция внутреннего психологического состояния матери: состояние переживания неуспеха, связанного с психофизической недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость от его «маленьких» успехов;
— осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его развития и воспитания;
— повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у родителей и больных детей.

Эффективность работы сенсорной комнаты:
— снижение агрессивного и беспокойного поведения,
— улучшение эмоционального состояния,
— снятие стресса, снижение тревожности,
— повышение порога сенсорной чувствительности,
— восстановление коммуникативной функции, развитие.

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация, адаптация детей с ограниченными возможностями.

Перед специалистами Центра реабилитации «Ягодка» стоит задача сформировать у детей-инвалидов знания и умения, необходимые им в быту, а в будущем и в самостоятельной жизни.

Для более успешной социальной адаптации обязательно предполагается введение курса по обучению навыкам самообслуживания. С этой целью в Центре коллективом педагогов разработана программа по формированию валеологических представлений и социально-бытовой адаптации детей с ДЦП «Маленькие шаги в большую жизнь».

Задачами программы являются:
— обучение ребенка основным социальным навыкам при помощи технических средств реабилитации (личной гигиене, самообслуживанию и пр.);
— использование специального адаптивного оборудования возможно благодаря применению многофункционального комплекса для развития двигательных функций «ДОН».

В Центре имеется адаптационное оборудование и технические средства реабилитации, предназначенные для облегчения приготовления и приема пищи, для письма и рисования, для облегчения самообслуживания при купании и туалете. Здесь же находятся устройства для облегчения ходьбы.

Большую роль в подготовке ребенка-инвалида к жизни играет семья, членов которых тоже необходимо обучать.

РЦ Ягодка РЦ Ягодка

Поэтому специалисты по социальной работе информируют родителей о расширении возможностей детей-инвалидов с помощью адаптационных средств, проводят консультации родителей по вопросам приобретения и использования технических средств реабилитации в домашних условиях.

Грамотно работающие и заинтересованные в конечном результате родители продолжают выполнение начатых в Центре мероприятий, благодаря чему увеличивается положительная динамика, повышается работоспособность детей, правильно формируется их личность, улучшается микроклимат в семье.

 

Социокультурная реабилитация

В Центре уделяется большое внимание развитию личности ребенка. Значительное место в решении этой задачи отводится социокультурной реабилитации.

Регулярно проводятся праздники и развлечения, экскурсии, спортивные мероприятия, выступления творческих коллективов, выезды в театры.

Ежезаездно дети посещают с экскурсией центр детского творчества «Бабенская игрушка». Бывают в «Парке птиц» в п.Воробьи Калужской области, где знакомятся с различными видами птиц, рыб, животных и рептилий. Узнают много нового и интересного, любуясь красотами этого удивительного уголка природы.

В летние месяцы дети посещают недавно открывшийся «ЭКЗОТИК ПАРК», где живут животные не только средней полосы,  но и редчайшие типы земноводных, насекомых и экзотических животных.

Ежедневно, в летние дни каникул, проводятся досуговые и развлекательные мероприятия: «День птиц», «День друзей», «День шоколада» и т.д., работает «Зеленая мастерская» (пластилинография, оригами, бисероплетение), изостудия и другие кружки.

Ежемесячно в Центре проводятся большие тематические праздники, в которых принимают участие не только дети, но и их родители, а также сотрудники Центра. Это такие праздники как: «День защиты детей», День Семьи «Наша дружная семья», «Поклонимся великим тем годам», День юмора и смеха «Веселья час», праздники Пасхи и Масленицы, «Новый год» и др.